Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » События

Воздушные рабочие войны

Вторник, 31 июля 2012

12 августа в 10.55 телезрители «Первого канала» могут увидеть премьеру документальной ленты «100 лет – полет нормальный!», посвященной ВВС России.

В основе фильма лежат истории, о которых до сегодняшнего дня знал очень узкий круг людей. Долгие годы они находились под грифом «совершенно секретно». Две истории – о воздушных таранах на реактивных, сверхзвуковых самолетах, совершенных в мирное время. Еще одна – о том, как советский летчик фактически предотвратил начало ядерной войны на Ближнем Востоке. Но основа фильма – рассказ о сегодняшнем дне боевой авиации и её пилотах, отважных профессионалах, которые, часто рискуя жизнью, защищают небо России.
Один из участников картины – Герой России капитан Иван Нечаев. Свой подвиг он совершил в небе над Южной Осетией в августе 2008-го. После выполнения боевого задания его СУ-25 был подбит с земли. Капитан Нечаев дотянул до базы на самолете, который разваливался в воздухе. Этот полет даже видавшие виды пилоты и конструкторы назовут не просто чудом – настоящей сенсацией. Такое случается крайне редко. В тот день сослуживцы говорили, что у них создалось впечатление, будто самолет Нечаева в воздухе подхватили ангелы и благополучно донесли до аэродрома. По всем летным законам хвост машины должен был отвалиться еще на подлете к Кавказскому хребту…
Еще один участник картины – летчик Валентин Куляпин. Самое опасное приключение в небе у него случилось больше 30-ти лет назад. На аэродроме «Сандар» обед. Куляпин идет в столовую. Вдруг – приказ по громкой связи: 733-й – на вылет. Это его бортовой номер. Валентин бежит к машине, уже поняв, что это вовсе не учебный полет. Неизвестный тяжелый транспортный самолет без опознавательных знаков нарушил границу СССР. Позже выяснится – он перевозил оружие в Иран. Куляпину поступил приказ посадить нарушителя на советский аэродром. Но тот продолжал свой полет и все команды его прекратить игнорировал. Тогда Куляпину поступает еще один, последний приказ – уничтожить нарушителя любой ценой. Но уже не было времени для того, чтобы выйти на боевой вираж и сбить нарушителя ракетами. А потому, перед самой границей, советский пилот решил таранить чужака. СУ-15 фактически упал на иностранный транспортник сверху. Самолет – нарушитель врезался в землю, экипаж (это были пилоты из Швейцарии) погиб. Наш летчик выжил чудом: успел катапультироваться.
Куляпин, человек скромный, вспоминает о своем подвиге без громких слов. А вот о своем предшественнике, капитане Елисееве, говорит с восхищением. Эта история произошла восьмью годами раньше. Как говорит Куляпин, именно она повлияла на его решение пойти на таран.
Бой Елисеева с реактивным Фантомом был коротким. Тогда тоже поступил приказ с земли уничтожить нарушителя любой ценой. И Елисеев мог выполнить приказ единственным способом: таран. Крылом своей машины он рубит хвост противника. Иранский экипаж успел катапультироваться (его задержали пограничники). У Елисеева времени на спасение не было. Его МИГ врезался в скалу. Летчик погиб. Это был первый в мире таран на реактивном самолете.
Еще один из эпизодов фильма посвящен событиям, которые произошли на Ближнем Востоке в 1973 году во время арабо-израильской войны. Тогда советский летчик Александр Бежевец одним своим полетом на уникальном самолете МИГ-25 фактически предотвратил начало термоядерного конфликта в регионе.
Кажется, мы знаем о наших летчиках-героях почти все. Но, как выясняется, есть еще немало страниц в 100-летней истории российской военной авиации, о которых современники даже не подозревают. И сейчас, в небе над Россией, или в какой-нибудь другой точке планеты, военные пилоты выполняют очередную боевую задачу. Очень часто об этой работе даже самым близким говорить нельзя. Служба такая.
Материал и фото предоставлены «Первым каналом» специально для «Эхо недели».

Источник: “Эхо недели-Железногорск